Ведомый рунами: на пути к бесконечности

Мастер северных рун отвечает на каверзные вопросы про бесконечность.

автор иллюстрации Андрей Ино

Что такое бесконечность — это множество чисел n где для каждого числа n есть число m=n+1. Давайте теперь поговорим о рунической бесконечности. Математически — это лежащая на боку восьмерка, в рунах это, наверное, соответствует руне Дагаз, правильно?

Для ответа на этот вопрос, предлагаю перейти от математических формулировок к житейским. Будем считать какую-то область бесконечной, если каждая странная и непонятная штука, встреченная нами в этой области, не является последней. То есть после этого мы можем встретить ещё одну и непонятную и странную штуку. В таком случае, руническая бесконечность — это когда мы встречаемся со всё новыми и новыми непонятными и странными штуками, но каждая из них имеет отношение к рунам. Есть версия, что математическое обозначение бесконечности — это два скленных нуля, что символизирует, что бесконечность столь же неуловима, как и отсутствие чего-либо. Такую формулировку можно обозначать разными руническим символами в зависимости от того, какой аспект хочется подчеркнуть.

Значение каждой руны включает в себя большое символьное поле, но можно ли сказать, что у одних рун оно большее чем другое? Можно ли сказать, что одна руна бесконечнее другой?

Мы не владеем способом объективно сравнить степень бесконечности рун. Но с субъективной точки зрения, все они имеют отношение к бесконечности. Просто каждая по-своему.

Вообще, если человека интересует тема бесконечности, то работать с какой руной вы ему порекомендуете?

Общий принцип рунической магии в том, что если нас интересует какая-то вещь, то сначала нужно научиться обращаться с ней без помощи рун, а потом уже добавлять руны. Ведь они несут с собой дополнительную сложность. Если же говорить именно про руны, то наиболее прямой путь к бесконечности я вижу в руне Иса. Это, впрочем, не значит, что в других рунах бесконечности нету. Просто в данной руне бесконечность проявляет себя наиболее откровенно.

С темой бесконечности связана тема вечности. Это одно и тоже — бесконечность и вечность? Бесконечная жизнь и вечная жизнь — это одно и то же или есть какие-то нюансы?

Мне представляется бесконечность более общим понятием, чем вечность, так как вечность акцентируется только лишь на одном параметре бесконечности — временном, в то время как понятие бесконечность может относиться к большому количеству других параметров, кроме временного. Что касаемо бесконечности и вечности жизни, то это очень неопределённые понятия. Скорее всего, если вы будете искренне заинтересованы в получении ответа на этот вопрос, то жизнь вам его покажет. Рано или поздно, так или иначе. Главное, не опоздайте на показ.

Можно ли считать что мир бесконечен, вы считаете так?

Мне представляется, что в чём-то мир бесконечен, а в чём-то конечен. И в зависимости от того, взаимодействуем мы с конечной его частью или бесконечной, мир может вести себя по-разному и иметь разные свойства.

Говорят, руны делят весь мир на 24 или 25 частей, помещается ли в каждую часть по кусочку бесконечности при этой дележке или какой-то руне достается часть без бесконечности внутри?

Вообще говоря, всё зависит от способа разделки. Если при делении мира на части мы делим так, чтобы в каждую часть попал кусочек бесконечности, то так получится. А если наша задача подчеркнуть базовые силы разной природы, которые формируют мироздание, то часть этих сил будет формировать бесконечность, а часть, наоборот, вводить ограничения

В скандинавских мифах есть предание о Рагнарёке, конце мира, значит ли это то, что в самих рунических генах, если так можно выразиться, заложен ген саморазрушения?

Хочется отметить, что идея о конце мира присутствует не только лишь в скандинавских мифах, мир является конечным во всех мифах, которые этим вопросом хоть сколько-нибудь интересуются.

Когда мы говорим о бесконечности, какой образ возникает в вашем сознании? А когда мы говорим о рунической бесконечности?

Если я веду такие разговоры осознанно, стремясь, чтобы бесконечность в них присутствовала хоть сколько-либо, то образы возникают совершенно разные и очень непредсказуемые.

Не секрет, что многих из нас мотивирует творить и развиваться ограниченность наших ресурсов, будь это недостаток денег или любви в нашей жизни или внезапное осознание собственной смертности. Бесконечность, как доставшийся человеку контакт с силой неограниченности, помимо прочего, ресурсов может ли стать препятствием для развития и творчества?

На наш взгляд, приравнивать бесконечность и бесконечность ресурсов не всегда корректно. Может быть, бесконечность, которая открывается конкретному человеку — это бесконечность сложности испытаний. А вот к ресурсной бесконечности у такого человека доступа может не оказаться. А уж если у человека открылся доступ к ресурсной бесконечности, то это само по себе является очень интересным испытанием. Попробуйте перестроить свою жизнь полностью в такой режим, в котором вы всегда можете полагаться на наличие бесконечных ресурсов. Это окажется не так-то и просто, так как сотни поколений идейных и материальных предков существовали в совершенно противоположных условиях.

Если принять теорию, что наш мир сотворил Творец, то, как вы думаете, был ли он на короткой ноге с бесконечностью и создал Мир чтобы развлечься или все-таки даже его ресурсы были так или иначе ограничены, и он создал мир с какой-то целью. К какому из этих полюсов ближе скандинавская мифология?

Вообще в скандинавской мифологии идея творца как личности не очень-то выражена. Там в качестве творцов в той или иной степени выступают различные боги, то есть сам акт сотворения мира неперсонализирован. Больше всего, конечно же, на роль творца подходит Один. Однако и он не является единственным творцом. Плюс отчасти он становится творцом согласно сложившимся обстоятельствам. Поэтому прямого ответа на заданный вопрос мы из скандинавской мифологии добыть не можем. Если же руководствоваться скорее духом скандинавской мифологии, то нам придётся признать, что мир сотворён, потому что такова его судьба. А судьбу нам приходится признать бесконечной силой, с которой вынуждены считаться боги. Исследования магов показывают, что наш мир не является единственным сотворённым, их таких множество. Может быть, даже бесконечное. Сложность и разнообразие творения, а также тот факт, что отдельные части творения явно руководствуются какими-то целями, заставляет нас подозревать, что и творение в целом преследует какую-то цель.

Как грамотно себя вести при контакте с силой бесконечности чтобы при этом не поддаться саморазрушению?

Поскольку мы не знаем, что несёт с собой бесконечность, то принести она может с собой и саморазрушение тоже. Для того чтобы это саморазрушение не стало фатальным, я предлагаю вооружиться осознанием того, что разрушится только лишь то, что и должно было разрушиться. На смену ему придёт что-то новое.

Во сколько лет вы узнали о самой концепции бесконечности? Говорят, дети понимают, или точнее, осознают, что они не вечны, когда впервые умирает кто-то из их родственников. До этого они пребывают в архетипическом саду Эдема, где отсутствие знания является блаженством неведения. Или же эта информация трактуется в большинстве случаев взрослыми неправильно при донесении до ребенка о том, что кто-то ушел _навсегда_, а ребенок интуитивно знает правду, но вынужден подчиняться, как говорят, уставу того монастыря, кров которого принял.

Я могу выделить в своей жизни три момента прикосновения к концепции бесконечности. Первый из моментов, это когда моя мать познакомила меня с концепцией смерти. Она сообщила, что если человек умер, то его больше не будет. Второй момент был связан с разговором с моей бабушкой. Она интересовалась космосом и сообщила мне, что и наша планета не вечна, — когда-нибудь она может погибнуть, а может быть и весьма скоро. Оба этих разговора произошли, ещё когда я не ходил в школу. И, наконец, в подростковом возрасте я впервые ощутил, бесконечность в полёте чаек над болотом. Все эти моменты привели к том, что моя жизнь уже не была прежней. По моим воспоминаниям, до этих моментов я о соответствующих вопросах просто не задумывался. За других же детей говорить не могу.

Вообще, бесконечность у некоторых людей почему-то ассоциируется со статичностью, с отсутствием изменений. В чем этот подход может быть полезен, а в чем нет?

Мне кажется, статичность возникает, когда бесконечность уже пришла в нашу жизнь. Но то, что она принесла с собой, настолько странное, что мы совершенно не можем понять как с этим быть. Тогда возникает статичность. Мы как будто бы зависаем: действовать по прежним принципам не получается, так как бесконечность их уже поменяла. По-новому действовать не получается, потому что мы их ещё не знаем. Но рано или поздно осознание новых правил нас настигнет, и тогда статичность очень быстро превратится в энергичность и движение.

Говорят, что умение забывать, это одно из величайших умений. Как вы думаете, можно ли сказать, что люди интуитивно чувствуют, что они, или по крайней мере, какая-то их часть, является бесконечной?Действительно ли умение забывать является жизненно необходимым для правильного функционирования нашей бесконечной части или это может нередко выглядеть как «костыль»?

Мне представляется, что умение забывать связано с такой задачей как помещение бесконечности в конечный информационный объём. Предполагаю, что человек одновременно может оперировать лишь конечным объёмом информации. А раз так, то вся бесконечность одновременно целиком не помещается. Информационная работа с одной частью предполагает убирание внимания с других частей. Чем больше нам нужно сконцентрироваться на каком-то одном контексте, тем более другие контексты уходят на другой план. Можно вспомнить легенду о Мимире, который был очень мудрым и всё помнил. Но так достал своей памятью окружающих, что они отделили его голову от тела. Иными словами, когда мы живём действиями, нам приходится постоянно сосредотачиваться на чём-то одном. А остальное может при этом забываться. Если оно забываться не будет, то и сделать что-то будет сложно из-за смешения в сознании разных контекстов. Поэтому для правильного функционирования нужно уметь забывать и уметь вспоминать.

Что мы можем сделать прямо сейчас чтобы обратиться к бесконечности в нашей жизни?

Чтобы обратиться к бесконечности в нашей жизни, я бы предложил мысленно убрать определённые ограничения, которые кажутся вам привычными. Просто задумайтесь о том, что привычный образ жизни, привычные мысли, привычные действия, привычные нам шаблоны — все когда-нибудь кончатся. Очень может быть, что они заменятся на другие, которые будут лучше, но в любом случае эта замена будет. Из бесконечности придёт новое качество. Конечно, мы не можем сейчас сказать, какое оно будет, но нам стоит задуматься именно о том, что изменения возможны, и что как бы мы к ним не готовились, всегда они будут неожиданными и неконтролируемыми. Единственное, что мы можем в этом отношении сделать — это просто приучить себя к мысли, что они (изменения) будут.

Почему важно обращать внимание на бесконечность в нашей жизни? Какие у этого есть плюсы и минусы?

Обращать внимание на бесконечность в нашей жизни стоит хотя бы для того, чтобы понимать откуда берётся неведомое, почему наша жизнь не происходит согласно очень хорошо спланированным планам. Почему берётся что-то новое. Откуда это всё. Когда мы начинаем думать про бесконечность, то мы понимаем, что мы имеем дело с источником, который никогда не оскудеет и который постоянно может привносить в нашу жизнь что-то новое. Когда мы не обращаем внимания на бесконечность, то поначалу ничего не меняется, а затем, это новое, которое происходит от бесконечности, всё равно пытается пробиться к нам, проложить дорогу в нашу жизнь, а если мы к этому не готовы или если мы этому сопротивляемся, то этот процесс может быть довольно болезненным

Что в целом привносит бесконечность в нашу жизнь, каком чувством наполняет нас? Что было бы, если бы можно было убрать саму идею бесконечности и овеществлённую ею в предметах форму? Изменилась ли бы наша жизнь или нет, ведь не даром говорят, что в нашей жизни нет ничего вечного, все разрушается и стареет со временем.

Мы можем провести такой мысленный эксперимент, попробуем изъять бесконечность из каких-то мыслей. При этом обнаружится, что наши мысли с одной стороны стали более конкретными, наши мысли стали более целенаправленными, более целеустремлёнными — с одной стороны, но с другой стороны, они становятся более ограниченными. Когда убираешь бесконечность, то всё становится более определённым. Это похоже на то, как если бы от жизни в качестве человека (в жизни у которого достаточно много неопределённости, и вообще сам человек есть существо, приспособленное к различным изменениям обстановки), так вот, от такой жизни мы переходили бы к жизни в форме какого-нибудь робота, у которого количество ситуаций, в которых он может действовать, чётко определено, у которого нету возможности играть в неопределённость. Конечно, такая жизнь была бы удобнее. То есть у нас есть ограниченные цели, у нас есть ограниченные мысли, у нас есть ограниченные желания, и, конечно же, мы можем их достичь, просто потому что мы не расходуем силы куда-то в бесконечность непонятно на что. Это с одной стороны. А с другой стороны, за пределами вот этих вот ограничений, наше существование было бы мыслимо с трудом, — то есть, мы бы, достигнув определённых результатов, просто впадали в некое состояние паузы или спячки, просто потому что мы не можем из бесконечности взять себе новую мотивацию. И, конечно же, то, что всё разрушается, всё стареет со временем нужно в том числе для того чтобы на это место приходило новое. Это новое очень часто дарит нам как раз бесконечность. Вообще можно добавить сюда бытующую в эзотерических кругах легенду о высокотехнологичной атлантической цивилизации, которая как раз и пыталась загородиться от бесконечности, пытаясь предусмотреть и ограничить все те процессы, которые её касались. Но бесконечность всё равно победила.

Какие дары мы могли бы преподнести бесконечности чтобы выразить нашу к ней любовь и то, какой ценной она является в нашей жизни?

Я думаю, что главный дар, который мы можем преподнести бесконечности — это внутреннее согласие с ней взаимодействовать. То есть, когда мы, собственно, согласны, тогда для нас взаимодействие с бесконечностью не является чем-то запретным. Уже согласие взаимодействовать — это определённое для бесконечности основание начать играть с нами в игры, причём она будет понимать, что мы на это согласны, это для бесконечности ценно. Всё остальное является следствием вот этого нашего внутреннего согласия, потому что когда мы согласны на взаимодействие с бесконечностью, то и действия, которые мы предпринимаем, и мысли, которые мы думаем, и поступки, которые мы совершаем, они все учитывают бесконечность, и они приглашают её к нам, в наши действия, в наши поступки, в наши мысли, в наши чувства.

Нередко люди под влиянием эмоций дают друг другу клятвы навроде вечной любви или вечной дружбы. Востребованы ли эти дары бесконечностью в любом случае, ибо важно намерение? Или же если обещания становятся пустыми, а клятвы — нарушенными, то бесконечность, если можно так сказать, записывает вас в определенную тетрадочку, название которой, если вы узнаете, то то, что ваше имя туда попало, вам отнюдь не понравится?

Когда мы нарушаем клятвы, данные перед лицом бесконечности, мы просто теряем возможность давать бесконечные клятвы, — то есть когда мы бесконечности показываем, что наши клятвы конечны, для неё это знак, что на наши клятвы не нужно обращать внимание. В целом, это может ничего не значить, кроме таких обстоятельств, при которых действительно нужно дать бесконечную клятву. Наверное, это не те обстоятельства, с которыми человек сталкивается в ходе своей конечной жизни на каждом шагу. Наверное, это обстоятельства, которые порождает сама бесконечность. Вот в этом случае, конечно, наша неспособность создать бесконечную клятву адекватно бесконечным обстоятельствам бесконечной ситуации, в которой мы оказались, может сыграть с нами злую шутку.

Вообще нужна ли человечеству бесконечность как вечная жизнь? Как вы относитесь к такому философскому направлению как трансгуманизм? Близка ли вам данная философская проблематика?

Честно говоря, я не готов давать ответ за всё человечество, но, судя по тому что человечество в лице отдельных своих представителей интересуется проблематикой бесконечности, бесконечность нужна. Удастся ли превратить бесконечность в вечную жизнь, во что-то такое именно вечное, я не знаю. Мне кажутся наиболее перспективными здесь идеи приобретения бесконечности сознания. Когда сознание выходит на определённые аспекты бесконечности, оно сможет уже более здраво рассудить о том, нужна ли вечная жизнь, нужна ли бесконечная жизнь. Я думаю, что мы здесь столкнёмся с тем, что нам придётся сравнивать разные бесконечности: может быть для кого-то бесконечность смерти окажется более привлекательной чем бесконечность жизни. Вообще, когда мы имеем дело с бесконечностью, предполагать заранее довольно сложно: мы не знаем, с чем мы встретимся дальше, потому что мы не можем себе представить итога, а итог мы не можем себе представить потому что его нет.

Бесконечность — это всего лишь слово. Едва ли мы можем нашим конечным сознанием понять в действительности то, чем является бесконечность? Однако контакт с этой силой, размышления о бесконечности, всё это нередко делает нас чуть более отстранёнными и уравновешенными, ибо когда все пройдет, за ним будет еще следующее всё… а может быть даже не одно.

Конечно, когда мы двигаемся по направлению к бесконечности, в каждый момент времени мы взаимодействуем с чем-то конечным, но сам факт процесса этого движения ведёт нас к бесконечности как таковой. На горизонте перед нами встаёт грандиозная задача: сделать своё сознание таким, чтобы оно могло взаимодействовать с бесконечностью как можно более полно, то есть, мы идём к тому чтобы сознание могло воспринимать бесконечность и могло тем самым становиться бесконечным, — может быть, не во все стороны одновременно, может быть, не во всех отношениях, однако, когда сознание человека начинает где-то опираться на линию, ведущую в бесконечность, то этот аспект жизни достаточно серьёзно меняется.

Что такое встреча с бесконечностью, и к чему она может привести?

По сути, встреча с бесконечностью — это когда ты попадаешь в такую ситуацию, за которой стоит бесконечность. То есть, ты не можешь ограничить как-то эту ситуацию, оказывается, что движение в какую-то сторону вдоль этой ситуации может длиться вечно и, в связи с этим, у нас уже не получается относиться к этой ситуации как к чем-то ограниченному. Нам приходится признать, что за этой ситуацией стоит бесконечность. К чему может привести такое? Поскольку бесконечность огромна, то в ней содержится много-много-много всего, и привести оно может к чему угодно. Но чаще всего встреча с бесконечностью приводит к изменениям. Это могут быть как моментальные изменения, так и изменения, которые проявляются далеко не сразу. Скорее всего, встретившись с бесконечностью, мы уже не останемся прежними, потому что бесконечность содержит большое количество вариантов, и мы будем под них меняться так или иначе, рано или поздно.

Что такое разрушительный и созидательный аспекты бесконечности? Опасна ли бесконечность?

Конечно же, бесконечность опасна, но это совершенно не является причиной для того чтобы избегать её всегда и везде. Одно из важнейших качеств, которым, как мы считаем, должен обладать маг, — это умение взаимодействовать с бесконечностью, даже не взирая на её потенциальную опасность. Вообще мы живём в достаточно опасном мире и нужно относиться к этому как к чему-то нормальному и просто учитывать это в своих действиях. Разрушительный аспект бесконечности — это когда то, на чём сосредоточено наше внимание под действием бесконечности разрушается или меняется таким образом, что оно для нас больше не представляет ценность. Созидательный аспект — это когда под действием бесконечности то, на что направлено наше внимание начинает совершенствоваться, усложняться, становиться для нас более полезным. Я подчёркиваю, что всё зависит от того, куда мы своё внимание направили, потому что может быть такое, что та же самая бесконечность, с которой мы взаимодействуем, поблизости производит не созидание, а разрушение, или наоборот, но мы в этот момент туда не смотрим, поэтому не можем обнаружить созидательность или разрушительность. Всё в общем-то зависит от нашей субъективной позиции, что для нас разрушение, что для нас созидание, потому что для бесконечности все эти вещи могут выглядеть совершенно иначе. Скажем то, что мы воспринимаем как какое-то жуткое разрушение, с точки зрения бесконечности может быть вовсе не разрушением даже, а созданием какой-нибудь базы для строительства. Или может быть то, что нам кажется важным, разрушается, но строится совершенно другая вещь, про которую мы не задумываемся.

Что бы вы хотели сказать нашим читателям на прощание?

Я думаю, что когда мы говорим о бесконечности, то понятие прощания теряет свой смысл — зачем прощаться, если у взаимодействия нету конца. Конечно, сейчас может быть мы разойдёмся на некоторое время, но имея дело с бесконечностью… скореее всего, встречи будут происходить ещё и ещё. Поэтому на прощание я говорить ничего не буду, я лишь дам знать, что каждое прощание, когда мы говорим про бесконечность, это лишь временное прощание, это лишь некоторая передышка для того чтобы нырнуть в бесконечность взаимодействия с новой силой чуть позже.
Обсуждения

По теме рун и магии: