Дмитрий черкашин
«Артефакты и предметы силы»
    Глава II, в которой оказывается, что одно из важнейших мест силы -- это общество, и раскрывается смысл варн и порядков в нём
      БАЗОВЫЕ СИЛЫ И МЕСТА СИЛЫ
      В зависимости от того, какого рода силы наиболее проявлены в том или ином месте силы, места силы можно условно разделить на три категории:
      1
      Устойчивые места силы, в которых наиболее проявлены одна или несколько базовых устойчивых сил (стихий) -- воды, воздуха, огня или земли.
      2
      Неустойчивые места силы, в которых наиболее проявлены одна или несколько базовых движущих сил (начал).
      3
      Управляющие места силы, в которых наиболее проявлена одна или обе базовых управляющих силы (царства).
      БАЗОВЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ (НАЧАЛА) И ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА
      В индийской лечебной системе Аюрведа, которая, как и многие иные лечебные системы, уделяет первостепенное значение классификации признаков организма, видов употребялемой пищи, распространных болезней по степени проявленности некоторых первичных сил в теле и их соотношений. В Аюрведе выделяется три, так называемых, Доши, каждая из которых определяет один из основных типов человеческой анатомии и физиологии. В нашей трактовке, три доши соотвествуют базовым неустойчивым силам (началам) следующим образом:
      - Доша капха, представители которой, как правило, грузные люди с медленным метаболизмом, склонные к запасанию запасов в теле, связана с преобладанием относительного влияния на организм начал Тела и Тьмы.
      - Доша вата, представители которой, как правило, подвижные люди с легко меняющимся метаболизмом, склонные к некоторой неустойчивости нервной системы, связана с преобладанием относительного влияния на организм начала Души.
      - Доша пита, представители которой, как правило, обладают быстрым метаболизмом, склонные к повышенной раздражительности организма и поведения, связана с преобладанием относительного влияния на организм начал Духа и Света.
      БАЗОВЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ (НАЧАЛА) И ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ
      Для описания мира в целом, вне только лишь контекста человеческого тела, восточная традиция предполагает разделение мира на базовые составляющие, связанные с, так называемыми пятью первоэлементами (более сложные системы восточного происхождения, в которых выделяется 8 и более различных видов базовых энергий, оставим пока что за пределами рассмотрения данной главы). В нашем понимании, эти пять первоэлементов напрямую соответствуют пяти выделенным нами базовым неустойчивым силам (началам) следующим образом:
      - Первоэлемент Огня (Пламени) связан с началом Света. Его влияние на неустойчивые системы приводит к активизации, интенсификации различных процессов, что на физическом уровне может проявляться как ускорение, нагревание, возбуждение.
      - Первоэлемент Дерева (Эфира) связан с началом Духа. Его влияние на неустойчивые системы приводит к усилению целостности и синхронности системы.
      - Первоэлемент Металла (Воздуха) связан с началом Души. Его влияние на неустойчивые системы приводит к усилению вариативности, изменчивости, хаотичности.
      - Первоэлемент Воды (Влаги) связан с началом Тела. Его влияние на неустойчивые процессы приводит к их замедлению, накапливанию инерции, протяженности во времени.
      - Первоэлемент Земли (Почвы) связан с началом Тьмы. Его влияние на неустойчивые процессы приводит к усилению в них опорной структуры, устойчивого порядка.
      ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
      Рассмотрение данной системы приводит нас к определенного рода терминологической путанице, ведь Огонь, Воздух, Вода и Земля были описаны нами ранее как устойчивые базовые силы (стихии), отличающиеся от приведенных здесь в соотвествиях неустойчивых базовых сил (начал). Здесь необходимо добиться ясности, поскольку в распространенной литературе под этими четырьмя сущностями могут иметься в виду в нашем понимании как начала, так и стихии, и, как правило, большинством авторов данные понятия не разграничиваются, несмотря на то, что влияние "одноименных" начал и стихий в ряде случаев совершенно различно. При разграничении данных понятий мы предлагаем использовать следующие соображения. Базовые движущие силы (начала) действуют внутри системы, в рамках которой преобразование одного начала в другое достаточно легко и доступно, например в рамках человеческого организма (где возможен переход процесса из неустойчивой стадии Души в более устойчивую стадию Тела) или в рамках общества (где возможен переход между социальными группами, соотвествующими различным началам). Напротив, базовые устойчивые силы представляются объективно существующими внешними факторами, преобразование которых друг в друга в условиях заданных ограничений невозможно. Например, превратить озеро в действующий вулкан представляется практически невозможным, и потому влияние таких объектов стоит относить к базовым устойчивым силам (стихиям). При анализе любого текста, в котором упоминаются стихии или первоэлементы, мы предлагаем задаваться вопросом -- описываемая стихия является "внешней" или "внутренней"? Если речь идет про внутренний огонь (то есть огонь в рамках некоторой системы, где он может испытывать превращения в другие виды), то в нашем понимании речь идет о начале Света. Если же в повествовании по смыслу используется, например, влияние пламени костра на человека, то это влияние в человеке не может моментально преобразоваться во влияние, например, ручья, и тем самым мы имеем дело с внешним огнем -- то есть тем, что в нашем понимании и является стихией (базовой устойчивой силой) Огня. Те же рассуждения относятся к Земле, Воде и Воздуху.
      ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАЗОВЫХ ДВИЖУЩИХ СИЛ (НАЧАЛ)
      Любая динамическая система основана на пяти базовых движущих силах -- началах света, духа, души, тела и тьмы. Эзотерические представления о возникновении мира свидетельствуют о том, что среди этих начал первичными являются свет и тьма, а остальные три начала формируются в ходе взаимодействия света и тьмы. Порядок, в котором здесь перечислены начала, соотвествует шкале соотношения света и тьмы внутри начал. То есть, начало духа довольно близко к началу света, начало тела -- к началу тьмы, а начало души проявляет примерно одинаковую близость к началам света и тьмы, что в проекции на человека выражается в укоренившемся представлении о том, что за душу человека ведут борьбу темное и светлое начала. Начало света ассоциируется с безграничным распространением, проникающей способностью, всеобщей любовью и универсальной истиной. Начало тьмы, наоборот, связано с ограничением распространения, стремлением к индивидуализации объектов, усилением в них родных свойств за счет отказа от свойств привнесенных. Как правило, чем ближе начало к Свету, тем более неожиданные и странные взаимодействия могут родиться при активизации этого начала. И наоборот, начала, близкие Тьме, склонны, как правило, к формированию мира более определенного, более устойчивого и понятного.
      ОБЩЕСТВО КАК НЕУСТОЙЧИВОЕ МЕСТО СИЛЫ
      Мощнейшим неустойчивым местом силы является общество. Общество как таковое находится под влиянием пяти неустойчивых базовых сил (начал). Положение общества относительно других обществ и пути взаимодействия с ними определяется соотношением устойчивых и управляющих базовых сил в обществе. Очевидно существование обществ людей различного уровня (от членов конкретной семьи до представителей человечества вообще). Предположение о наличии души и духа в других существах и объектах, помимо людей, ведет к мысли о том, что общества могут образовывать, например, животные, растения, камни, духи местности, планеты и многие иные объекты. Общества могут как пересекаться друг с другом по сетевому принципу, так и содержаться одно в другом по иерархическому принципу. На людей наиболее существенное влияние оказывает человеческое общество, поскольку именно оно построено на ценностях и потребностях, наиболее характерных для человека как для представителя биологического вида и человеческого типа сознания. Построение артефактов, оказывающих целенаправленное влияние на людей, невозможно без учета социальной природы человека. Опыт, убеждения, характер, привычки человека имеют социальное происхождение (а само общество во многом биологично). Даже если человек находится в положении отшельника, то основа его личности, заложенная в первые годы его жизни, все равно продолжает оказывать на него серьёзное влияние. Существует представление о том, что люди, ведущие отшельнический образ жизни, вовсе не прекращают своё существование как социальные существа -- просто на место человеческого общества приходит общество другого уровня (духи, растения, животные, места, энергии), существование которых хорошо известно, например, носителями культуры и технологии шаманизма.
      УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАЗОВЫХ СИЛ
      С точки зрения общества как неустойчивого места силы, представителей человечества можно условно разделить на пять больших групп, каждая из которых находится под преимущественным влиянием одной из базовых неустойчивых сил. Такое деление является в значительной степени условным, поскольку существование человека невозможно без влияния каждой из пяти неустойчивых сил. Однако, здесь можно говорить о специализации человека на взаимодействиях с той или иной силой или о том, какие взаимодействия вызывают у него повышенный интерес, а какие происходят лишь в меру необходимости. Во множестве традиционных культур и обществ наличие такого рода групп было закреплено обычаем и законодательно, членство в подобной группе было наследственным, более того -- в большинстве случаев прижизненный переход между такими группами был запрещен. Следуя своей трактовке ведического мировоззрения, мы назовем такие группы варнами (от санскритского "цвет, качество"). Членам той или иной варны предписывалось занятие определенными видами деятельности, и явно или неявно запрещалось осквернять себя деятельностью, присущей членам другой варны. Такого рода система предполагала, что в течении всей жизни человек специализируется на взаимодействии с одним из начал, а чрезмерные контакты с другим началом могут нарушить его столь хорошо выстроенный (и как правило, полученный по наследству), образ действий.
      ВАРНОВАЯ ИЕРАРХИЯ
      Законодательное отнесение определенных социальных групп к той или иной варне способствовало в течении нескольких поколений развитию у членов данной социальной группы соответствующего поведения, то есть приспособления к взаимодействию с указанным им началом. Так, например, после арийского завоевания Индии, коренное население было отнесено к низшим варнам (под началами Тьмы и Тела), а себя завоеватели поместили в высшие варны (начала Души, Духа и Света). Иерархия варн выстраивается таким образом, что варны, находящиеся под влиянием начал, близких Свету, оказываются на вершине иерархии, а варны, находящиеся под влиянием начал, близких Тьме, становятся социальными низами. Логика такого построения связана с тем, что начало Света обладает всепроникающим, экспанисивным воздействием и оттого влиянием на общество, властью, а начало Тьмы скорее концентрируется в сущности одного человека и претендует более на влияние во внутреннем мире, нежели во внешнем. Начала же, лежащие между Светом и Тьмой, несут в себе влияние светлого и темного начала в различной степени. Иными словами, приведенные выше в качестве примера завоеватели-арии рассматривались как носители света правильной веры, крови и идеального образа действий, а представителям покоренных народов предлагалось каждому замкнуться в себе и хорошо подумать над своим поведением и происхождением. Представление о реинкарнации давало покоренным надежду на переход в другую варну -- в следующей жизни. Если будешь хорошо себя вести.
      ПЯТЬ ВАРН
      Практика показывает, что варновое разделение людей имеет определенный смысл и в современном обществе, хотя разного рода наследственные и сословные ограничения такого рода в развитых государствах давно канули в прошлое. Здесь оно скорее связано с тем, взаимодействие с какой из базовых неустойчивых сил (начал) дает человеку наибольший результат, лежащий в рамках его пути развития. Иными словами, взаимодействие с какой силой оказывает на человека наиболее значительное влияние, придает его действиям наибольшую осмысленность. Именно это (а не какие-либо физиологические и культурные признаки) может служить ориентировочным индикатором для того, чтобы примерно определить варновую принадлежность человека. Важность данных сведений при построении артефактов сложно переоценить, ведь они показывают такое распределение начал в артефакте, при котором взаимодействие с артефактом сможет целенаправленно и осмысленно использовать специализацию человека для работы с той или иной силой.
      ВАРНА НЕПРИКАСАЕМЫХ
      Варна неприкасаемых считалась в социальной иерархии низшей из варн, вплоть до того, что в именовании варной ей иногда отказывали. Мол, бесцветные какие-то, некачественные, недочеловеки. Таким людям в Индии поручали самую грязную и неприятную работу, как-то вывоз мусора, захоронение трупов, выделку кож. Представители этой варны находятся под преимущественным влиянием начала Тьмы. С точки зрения представлений о реинкарнации, люди этой варны находятся в положении существ, которые только лишь недавно начали воплощаться в виде людей и потому только еще привыкают к человеческой форме, а до того воплощались кем-то еще -- животными, демонами, неорганиками, инопланетянами, несть им числа. Иными словами, это люди, которые пока находятся вне общества Настоящих Людей, которым еще нужно доказать свое право быть людьми. Часто существа такого рода еще не имеют своих собственных человеческих тел (не умеют воплотиться и жить самостоятельно или, в некоторых случаях, потеряли эту способность под грузом кармических травм, грехов и ошибок), и пытаются использовать чужие. Те сущности, которых часто приходится изгонять из своих клиентов экзорцистам, относятся, как правило, именно к этой варне. Магия, свойственная представителям данной варны, связана с контактом с чертями, то есть существами, находящимися за чертой человеческого и около-человеческого мира.
      ВАРНА РАБОТНИКОВ ("ШУДРЫ", "СЛУГИ", "ТРЭЛИ")
      Варна работников является первой из "настоящих" варн, то есть являющихся полноценной частью общества, в отличие от неприкасаемых, полноценность варны которых в обществе находится под огромнейшим вопросом. Представители этой варны находятся под преимущественным влиянием начала Тела. Задачей членов данной варны является наращивание умения взаимодействовать с помощью тел с другими телами. Наиболее заметны здесь взаимодействия с материальными предметами, трудовая деятельность, направленная на непосредственную обработку материи -- физический труд, считавшийся непосредственным занятием работников. Именно такие взаимодействия придают действиям представителей данной варны наибольший жизненный смысл. Впрочем, представители данной варны могут вступать во взаимодействие не только лишь физическими телами (более подробно о модели тоних тел будет сказано ниже). Такого рода взаимодействия могут касаться также эфирного, астрального, ментального и даже гностического тела, что дает представителям варны работников доступ к магическим технологиям. В восточных традициях такая магия связана с различыми ветвями хатха-йоги, ци-гун и других схожих учений. В скандинавской традиции представители варны работников относятся к категории "трэли" (слуги, рабы), а доступная им магия связана с контактами с гномами или двергами -- мифологическими существами, способными, в нашей трактовке, магически влиять на реальность системой своих тонких тел. Развитие представителя данной касты делает его в некоторой степени двергом и открывает возможности для создания различных артефактов, то есть искусственно созданных предметов силы, путем согласованной обработки их физических и тонких тел.
      ВАРНА ТОРГОВЦЕВ ("ВАЙШЬЯ", "КАРЛЫ", "СВОБОДНЫЕ", "ТОРГОВЦЫ")
      Варна торговцев, или, в скандинавском варианте, карлов -- свободных людей, находится под преимущественным влиянием силы Души. В традиционных обществах представители этой социальной группы обладали, в отличие от представителей варны работников, личной свободой, могли иметь собственность, в том числе и земельную. Деятельность этих людей связана со взаимодействием с душами, в первую очередь -- с душами других людей. Интерес представителей данной варны сфокусирован на понятиях любви, принятия, общения, процесса взаимодействия. Важнейшее качество -- уметь чувствовать душу человека, а также более сложных, собирательных объектов -- душу рода, душу земли, душу общества -- то есть сиюминутные, но сильные движения этих сущностей. Чаще всего такие движения проявляются в любви, торговле, ведении большого хозяйства, но не исключено проявление этого движения и в других областях, в частности, в военном деле (например, карлы в Скандинавии вполне себе участвовали в войнах и викингских набегах). Для представителей этой варны важно умение чувствовать движение души и следовать его велениям, поэтому часто успешные "торговцы" показывают удивительную гибкость и приспособляемость, умение разобраться в совершенно разнообразных вещах. В некотором роде это срединная варна, которая уравновешивает деятельность остальных варн, делает существование общества вообще возможным, сплетая различных его членов товарными, любовными и коммуникационными связями. Если интерес представителя данной варны направлен на предметы техники, то ощущение души технических агрегатов может превратить "торговца" в хорошего инженера или конструктора. Магия, свойственная данной категории населения, основана на взаимодействиях с душой различных предметов и объектов, и присутствует во множестве различных традиций. Такие взаимодействия могут оказаться весьма далеко идущими.
      ВАРНА ВОИНОВ ("КШАТРИЕВ", "ЯРЛОВ")
      Представителем варны воинов мы будем считать вовсе не любого человека, который взял в руки оружие, а только лишь такого, для которого высшей ценностью и высшим смыслом является проявление силы Духа. Условия существования человечества исторически складывались так, что наилучшей сферой приложения усилий таких людей являлись ситуации войн, конфликтов, интриг. Если представители предыдущей варны -- торговцы -- люди достаточно универсальные, склонные зачастую к мирному и безопасному существованию, если оно способно обернуться доступностью тех же или больших благ, нежели участие в войнах и набегах, то для представителей варны воинов наличие в жизни определенного уровня опасности является необходимым. Ведь именно в ситуации войны, конфликта, напряжения сил чаще всего раскрывает и показывает себя сила Духа. Проявление силы Духа есть выход за пределы привычного мира, мира души и тела, в котором происходящее привычно и понятно. В условиях войны каждый подвергается ярко выраженной опасности физической гибели -- то есть перехода в совершенно иные, неясные и непривычные условия существования. Иными словами, воин всегда стремится выйти за пределы мира -- туда, где обитает Дух, или по крайней мере находиться на пороге этого перехода. Из людей такого рода формировалась военная аристократия, княжеские дружины, в среде таких людей взрастали воинские культы и культивировались понятия Пути Воина, кодекса чести. Магия, которая свойстенна представителям данной варны, довольно экстремальна, часто это так называемая боевая магия, призванная управлять и уничтожать. Впрочем, представители данной варны способны и на менее разрушительные духовные подвиги, например такие, которые связаны с принятием духовных обетов и попыткой достичь Духа через победу над своей греховной природой.
      ВАРНА МУДРЕЦОВ ("СВЯЩЕННИКОВ", "ФИЛОСОФОВ", "БРАМИНОВ")
      Варна мудрецов связана с понятием священных ценностей, которые обеспечивают идентичность общества в целом. Это хранители, адепты и проводники высшего, божественного закона, которому подчиняется общество. В традиционных обществах представители варны мудрецов занимали должности священников, судей, чиновников, ученых. Для варны мудрецов наибольшее значение имеет проявление начала Света, то есть незыблемой, всепроникающей, организующей силы, которая и формирует ядро общества. Деятельность представителей этой варны связана с выделением и применением основополагающих принципов, принятых в том, что общество признает за реальность. Персонификация этих принципов приводит нас к понятию Бога или богов, тех сил, которым общество служит своим существованием (ну или Законов природы, несущих тот же самый смысл, но явно не персонифицируемых). Мотивацией данной варны может быть искренний интерес к нахождению источника реальности и формирование как можно более плотного и интенсивного взаимодействия с ним, что приводит, в зависимости от принятой на доступном обществу техническом уровне парадигмы, к следованию религиозному, философскому или научному пути. Магия, доступная данной варне, предполагает тот или иной способ объединения этих путей и взаимодействие с миром с позиции понимания его истоков и потребностей. Частой навязчивой идеей представителей данной варны является преобразование себя в соответствии с законами выбранного источника реальности в более совершенную, более правильную форму. Отсюда происходят различные идеи вознесения, перехода в нирвану, алхимической трансформации или трансгуманизма. На этом же уровне представляется реальным такое понятие как война идей, конфликт различных источников реальности, один из возможных исходов которого -- смена принятой в обществе религии, философии, научной парадигмы или системе ценностей. При подобных социальных преобразованиях для жрецов и адептов прежних воззрений может вовсе не остаться места, они могут потерять свой социальный статус и быть низвергнуты в варну неприкасаемых, отверженных, изгоев.
      ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВАРНОВОЙ МОДЕЛИ
      Следует отметить, что описанное выше разделение общества на представителей пяти варн является относительным. Внутри каждого общества можно выделить пять описанных подкатегорий, которые будут иметь смысл внутри общества, но вне его распределение людей относительно базовых неустойчивых сил будет совершенно другим. Например, неформальная социальная структура военнослужащих срочной слуюбы Советской и Российской армий до недавнего времени демонстировала характерное четырех- или пятичленное деление по параметру срока службы, с выделением отдельной категории "опустившихся" военнослужащих. Однако вне армейской системы для тех же самых людей такое деление быстро теряло свой смысл. Таким образом, в тот или иной жизненный период (в том числе по мере роста и взросления) человек может испытывать влияние разных неусточивых базовых сил. Однако в рамках всей взрослой жизни человека, а уж тем более при рассмотрении теории реинкарнации, в которой допускается наличие у человека множества последовательных воплощений, одну или две доминирующих силы в жизни все же можно выделить.
      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАЗОВЫХ ДВИЖУЩИХ СИЛ (НАЧАЛ) С ЦАРСТВОМ ЖИЗНИ
      Влияние царства Жизни на систему пяти начал вызывает формирование системы вторичных связей между началами (под первичными связями между началами мы понимаем взаимодействия крайних начал Света и Тьмы в других началах по мере проявления Света и Тьмы в каждом из промежуточных начал). Вторичные связи между началами проявляют себя, формируя десять Порядков. Каждый из Порядков -- это продукт взаимодействия двух начал, предмет их взаимной договоренности выстроенной таким образом, что начала могут проникать друг в друга согласно законам царства Жизни, или, иными словами, некоторый договор между началами. Совокупность полученных таким образом десяти порядков формируют общность под названием Дерево Жизни. Формально рассуждая, каждое общество, имеющее в своем основании пять начал, но определенным образом ограниченное относительно других обществ, формирует свои Порядки и свое Дерево Жизни. Эти Деревья Жизни, однако, связаны между собой и проникают друг в друга, в полном соответствии с принципом Жизни, который вопросизводит сущности в других сущностях. Таким образом, можно выделить одиннадцатый Порядок, который обеспечивает связь различных обществ между собой. Впрочем, с точки зрения каждого из набора десяти Порядков, свойственных Дереву Жизни, этот одиннадцатый Порядок вовсе и не порядок, а вполне себе Хаос. Таким образом, мы можем отождествить тайный Порядок и Хаос, выбирая соотвественно различные воззрения на этот предмет. По нашим наблюдениям, термин "Магия Хаоса" стоит понимать как "Магия такого Порядка, в котором я ничего не понимаю".
      Взаимодействие Порядков наиболее подробно (среди известных нам систем воззрений) описано в Каббалистической традиции. Оттуда мы заимствуем, в своей интерпретации, ряд описаний. Неточное совпадение наших описаний с традиционно каббалистическими может быть обьяснено тем, что в качестве базового источника Порядка нами может быть выбрано другое общество, имеющее в своей основе иное распределение базовых сил. Той же причиной объясняется и расхождение в описываемой в разных вариантах архитектуре Дерева Жизни. Сделав эти поправки, мы приступим к дальнейшему изложению. Всего мы выделим десять вторичных связей, десять взаимных договоров пяти Начал, приводя далее их названия в русском переводе и своей интерпретацией их значения. В Каббалистической традиции Порядки называются Сфирами или Сефирами.
      ДЕСЯТЬ ПОРЯДКОВ
      Порядок Царства (Сфира Малькут) есть договор начал Тьмы и Тела. Этот Порядок описывает взаимодействие участников общества и подвластных им объектов с теми, кто данному обществу еще не принадлежит, с теми, кто находится ниже него.
      Порядок Формы (Сфира Есод) есть договор начал Тела и Души. Этот Порядок описывает способность участников общества придавать телесным объектам различную форму и самим существовать в различных формах.
      Порядок Славы (Сфира Ход) есть договор начал Души и Тьмы. Этот Порядок описывает способность участников общества следовать проверенным, обоснованным образцам поведения.
      Порядок Победы (Сфира Нецах) есть договор начал Духа и Тьмы. Этот Порядок описывает способность участников общества проявлять неизменную силу духа, диктуя во взаимодействии свою волю.
      Порядок Красоты (Сфира Тиферет) есть договор начал Света и Тела. Этот Порядок описывает способность участников общества принимать формы, отражающие внутреннюю божественную сущность и придавать такие формы другим объектам.
      Порядок Жестокости (Сфира Гебура) есть договор начал Тьмы и Света. Этот Порядок описывает взаимодействия участников общества со Светом и Тьмой, которые в процессе сотворения мира (или данного общества) сформировали остальные Начала и Порядки и их умение следовать установленному и несокрушимому порядку вещей.
      Порядок Милосердия (Сфира Хесед) есть договор начал Тела и Духа. Этот Порядок описывает способность участников общества находиться в равновесном состоянии, а также умение делать разумные исключения из общественных законов в нужных случаях.
      Порядок Понимания (Сфира Бина) есть договор начал Души и Духа. Этот Порядок описывает способность участников общества постигать ограничения, существующие в данном обществе и строить свои действия, умело используя эти ограничения.
      Порядок Мудрости (Сфира Хокма) есть договор начал Духа и Света. Этот Порядок описывает способность участников общества понимать внутреннюю сущность участников общества и подвластных им объектов и реализовывать эту внутреннюю сущность на пути действия или недеяния.
      Порядок Короны (Сфира Кетер) есть договор начал Света и Души. Этот Порядок описывает способность участников общества действовать как единое целое со всем обществом и теми силами, которые поддерживают его существование и развитие.
      Одиннадцатый, тайный Порядок Знания (Сфира Даат) связывает данное общество с другими обществами при горизонтальных взаимодействиях. Этот порядок является интегральным порядком для внешних взаимодействий остальных десяти Порядков. В нем проявлены все пять Начал.
      ПОРЯДКИ И ВАРНЫ
      Представители каждой из варн, будучи погружены в Царство Жизни, взаимодействуют со всеми сформированными в обществе Порядками. Однако для каждой варны можно выделить те Порядки, взаимодействие с которыми наболее важно и результативно. Это такие Порядки, в основе договоров которых лежит начало, ключевое для данной варны.

      Для варны неприкасаемых наиболее важно взаимодействие с Порядками Царства (возможность начать вхождение в общество), Славы (следование лучшим образцам и равнение на них), Победы (способность отстоять свое право на существование в обществе), и Жестокости (способность найти объективно подходящее место в обществе).
      Для варны работников наиболее важно взаимодействие с Порядками Царства (умение выделить себя из неживой материи), Формы (умение обработать предмет согласно заданному плану), Красоты (умение создать гармоничный во всех аспектах объект или довести его до идеального состояния) и Милосердия (умение создать исключительный, выходящий за рамки представимого предмет).
      Для варны торговцев наиболее важно взаимодействие с Порядками Формы (умение подстроить свое поведение под конкретные обстоятельства), Славы (умение перенять нужные качества и оценить соотвествие товара стандартам качества), Понимания (умение понять рамки допустимого поведения) и Короны (умение действовать в интересах всего общества).
      Для варны воинов наиболее важно взаимодействие с Порядками Победы (умение одержать победу и отстоять свою правоту), Милосердия (умение пощадить врага), Понимания (умение вовремя заключить мир или перемирие) и Мудрости (умение отождествляться с врагом и побеждать, не вступая в битву).
      Для варны мудрецов наиболее важно взаимодействие с Порядками Красоты (умение увидеть красоту божественного творения), Жестокости (умение увидеть объективное, непреодолимое устройство мира и познать неоспоримую волю Творца), Мудрости (умение познать внутреннюю сущность любого существа или предмета) и Короны (умение действовать вместе с Творцом или персонифицированными законами Творения).

      Взаимодействие с Порядком Знания важно для всех варн, так как именно оно дает их представителям знания о внешнем мире, находящемся за пределами данного общества. По нашим наблюдениям, однако, представители варн неприкасаемых, торговцев и мудрецов испытывают с этим Порядком чуть более выраженный резонанс.

      Как правило, при прочих равных условиях прохождение пути человека в обществе в царсте Жизни происходит от более младшего Порядка к более старшему, где младшим считатется Порядок Царства, а старшим -- Порядок Короны. Полное прохождение общества возможно, когда все пройдены все десять Порядков. Тогда возможно полное освоение и Порядка Знания, за чем, как правило, может последовать переход в другое общество (другого качества или другого уровня, на другой уровень Жизни). Из этого следует, что человек на своем социальном пути проходит варновое развитие не последовательно, а параллельно. Например, человек, дошедший в своем развитии до освоения Порядка Славы, приобрел при прохождении двух предыдущих порядков некоторое количество качеств варн неприкасаемых, работников и купцов. Однако, все эти качества окончательно будут наработаны намного позже, а именно:
      Качества варны неприкасаемых полностью осваиваются по прохождении Порядка Жестокости. Здесь неприкасаемый полностью прошел прессинг, оказываемый на него при попытке войти в общество, и никто уже не усомнится в его способности быть полноценным членом общества.
      Качества варны работников полностью осваиваются по прохождении Порядка Милосердия. Здесь работник умеет создавать небывалые, удивительные предметы и плоды труда своих рук.
      Качества варны торговцев полностью осваиваются по прохождении Порядка Короны. Здесь торговец способен чувствовать душу мира и строить общение с каждой частицей мира без исключения.
      Качества варны воинов полностью осваиваются по прохождениии Порядка Мудрости. Здесь воин может одержать победу в любой ситуации, за счет полного отождествления с любым врагом и направления его усилий в свою пользу.
      Качества варн мудрецов полностью осваиваются по прохождении Порядка Короны. Здесь мудрец приобретает способность стать равным Творцу и действовать с ним воедино.
      Стоит заметить, что описанная здесь последовательность приобретения качеств верна только при условии, что человек находится полностью под воздействием Царства Жизни. Воздействие Царства Смерти может легко нарушить описанный здесь порядок. Так как воздействия Царства Смерти являются намного более непредсказуемыми и способны формировать совершенно неожиданные и аномальные взаимодействия, то мы затрудняемся дать здесь общую схему взаимодействия базовых движущих начал с Царством Смерти. Некоторые наблюдения показывают лишь, что принятая здесь схема Порядков нарушается или в сторону последовательного прохождения варн, или в сторону выхода в другие условия непосредственно "вбок", из любой варны. Если про действие Царства Жизни мы можем утверждать, что создает каждый Порядок, то попытка построения аналогичной схемы для Царства Смерти укажет, скорее, что каждый из Смерть-Порядков разрушает. Построение подобной схемы не является пока что целью данной работы, так как артефакты с преимущественным влиянием Царства Смерти гораздо опаснее в обращении, не столь широко распространены и порождают меньший спрос, нежели их "живые" собратья.
      ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ ПОРЯДКАМИ
      Коль скоро по мере действия Царства Жизни исходные Начала формируют Порядки, в рамках которых начивает происходить жизнедеятельность обитателей данного общества, то варновая иерархия уступает место иерархии Порядков. Место каждого участника данной иерархии определяется в первую очередь тем, под действием какого Порядка он преимущественно находится. Если в варновой иерархии переход в другую социальную категорию происходит преимущественно через освоение комплекса действий, свойственных социальной категории следующего уровня (следующей варне), и тем самым усиление взаимодействия с базовой движущей силой (началом), соответствующей следующей варне, то в системе Дерева Жизни изменение социального уровня участника является по своей природе более сложным процессом. Оно связано с принятием нового Порядка как базового соглашения, на котором будет строиться дальнейшая жизнедеятельность. Однако разные Порядки друг другу в чем-то противоречат, и поэтому искусство перехода от одного Порядка к другому требует пребывания в определенном промежуточном состоянии, в котором условия и алгоритмы поведения выстроены так, чтобы переходящий не нарушал законы обоих Порядков. Таким образом, мы можем говорить об определенном наборе Правил Перехода. Система Правил Перехода формирует вместе с набором Порядков Дерево Жизни как целостный объект, в рамках которого может происходить развитие участников описываемого общества. Так как функционирование любого общества связано с отчуждением и обменом различными ресурсами между частями общества, установление Правил Перехода важно не только для перемещения участников общества между социальными уровнями, но и для перемещения ресурсов между ними. Последнее даже важнее, так как участники общества -- это всего лишь один из видов ресурсов, которыми общество обладает. Таким образом, под Правилами Перехода мы будем понимать правила, по которым происходит как переход участников, так и передача иных ресурсов из сферы действия одного Порядка в сферу действия другого Порядка так, чтобы при соблюдении данных правил потери ресурсов (и участников) при переходе были минимальными. Однако, попытка нарушения Правил Перехода может привести к потере на переходе части ресурсов, и даже части участников данного перехода.
      ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА В ОККУЛЬТНЫХ ТРАДИЦИЯХ
      Построение конкретных Правил Перехода зависит от того, какими свойствами обладают Порядки в рассматриваемой системе, а те в свою очередь --- от того, какое конкретно общество избрано предметом рассмотрения. Поэтому в различных традициях Правила Перехода описываются и трактуются по-разному. В традиционной Каббале переходы описываются буквами иврита, в иных же вариантах им сопоставляются, так называемые, Старшие Арканы Таро, описывающие состояние человека используя язык условных изображений. Нам известно не менее десяти различных вариантов того, как эти сущности сопоставляются переходам между Порядками, в зависимости от того, что заложено в основание модели. На основании наблюдений за окружающей реальностью мы смогли выстроить свой вариант модели Дерева Жизни, Порядков и Правил Перехода, который представляется нам наиболее соотвествующим букве и духу окружающей реальности и её отражению в системе Старших Арканов Таро. Использование нашего варианта модели представляется нам при построении артефактов, основанных на использовании Общества как неустойчивого места силы, связанного с Царством Жизни, наиболее перспективным.
      ПОРЯДКИ И ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА КАК ПРОИЗВОДНЫЕ СИЛЫ
      Если общество рассматривается как некоторое неустойчивое место силы, то Порядки способны формировать вторичные места силы внутри общества. Сила, проявленная на этом месте, будет связана с силой той части общества, что находится под действием данного Порядка. Но тогда и сам Порядок можно рассматривать как некоторую силу, которая являет свое действие на вышеописанных местах. В нашем понимании эта сила не относится к базовым, она есть производная от взаимодействия базовых сил. Из этого следует, что взаимодействие Порядков можно рассматривать взаимодействие сил, а следовательно и объекты, действующие по какому-либо Правилу Перехода, могут рассматриваться как находящиеся под действием силы, связанной с этим переходом (эта сила тем более производна). Следовательно, оставаясь в рамках общества, мы можем выделить в нем неустойчивые места силы, связанные с теми или иными Порядками и Правилами Перехода. Грамотное взаимодействие с такого рода местами силы будет приводить к усилению социальных позиций, а артефакты, созданные при взаимодействии с такими местами, будут способны значительно влиять на положение человека в обществе.

      начало 2016
      Made on
      Tilda